Просто денег нет![]()
Утром, направляясь на работу, обнаружили, что бензин АИ-95 на одной из АЗС ПАО «Газпром нефть» в Москве уже стоит 42 руб/литр (днем ранее – 41,70 руб/литр, а примерно месяц назад – около 41 руб/литр). Что-то нам подсказывает, что и в текущем году, и в обозримом будущем, – это еще не предел. И закрутились мысли в нашей голове, завертелись…
В этот же день Росстат в информации «О динамике цен на бензин автомобильный и ресурсах нефтепродуктов в октябре 2017 года» сообщил об индексе цен на бензин АИ-95 на конец октября (к январю) – он составил 104,9%, а за 10 мес. к аналогичному периоду прошлого года – 105,3%. (1) Любопытно, что индекс цен производителей на АИ-95 увеличился выше — до 112,7% и 110,3% соответственно (ждем отражения в рознице). По данным Московской топливной ассоциации, средняя цена бензина АИ-95 на 27.11.2017г. на АЗС «Газпром нефти» в Москве составила 41,44 руб/литр, а на 09.01.2017г. – 38,17 руб/литр. Не трудно подсчитать, что за не полные 11 месяцев рост составил 108,57%. (2) А 15 ноября Госдума приняла во втором, основном чтении, поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин класса 5 и дизельное топливо.(3) На следующий день прошло одобрение в 3 чтении, после чего 22 ноября законопроект был одобрен Советом Федерации и направлен на подпись Президенту РФ. Оперативно! Повышение цен начнется с Нового года. В соответствии с поправками, с 1 января 2018 года ставка акцизов на бензин класса 5 с 1 января 2018 года увеличится на 10,7% по сравнению с действующей в этом году и составит 11,213 тыс. рублей за тонну. Второй этап повышения — до 11,892 тыс. рублей за тонну — с 1 июля 2018 года (ранее предполагалось, что в 2018 году будет действовать ставка в размере 10,535 тыс. рублей за тонну). Через год ставки акцизов продолжат рост. С 1 января 2019 года ставка акциза на бензин класса 5 составит 12,314 тыс. рублей за тонну вместо запланированной ранее ставки в размере 10,957 тыс. рублей за тонну. В 2020 году ставка составит 12,752 тыс. рублей вместо 11,395 тыс. рублей за тонну. Вопрос, почему и на сколько растут/вырастут цены на топливо (и вообще, поддается ли этот вопрос реальному прогнозированию), как это влияет на инфляцию, как рост цен на топливо соотносится/должен соотноситься с инфляцией – важен для тех, кто привык считать деньги в своем кошельке. Для нас с вами. Вот руководство ФАС России опровергает предположения о том, что запланированное увеличение акцизов на топливо приведет к росту цен на бензин: «Рост акцизов хоть и является одним из факторов, влияющим на цены, но в итоге не окажет на них решающего воздействия… Те уровни, которые сейчас обсуждаются, вписываются в темпы инфляции…». (4) Мнение главы Минфина РФ А.Силуанова таково: «С другой стороны, акцизы не являются основной составляющей цены. В первую очередь, это нефть, во вторую – производство и спрос со стороны потребителей. Рост цен на бензин будет соответствовать в целом нашим инфляционным ожиданиям, будет колебаться около этих параметров». (5) Украшением» выглядит такое высказывание ФАС РФ: «Сейчас по накопленным итогам мы от инфляции отстаем, если взять за несколько лет предыдущих, – заявил журналистам замглавы ФАС А.Голомолзин. – Если говорить про накопленную инфляцию, то в более долгосрочном лаге мы отстаем от темпов инфляции, поэтому брать один год не совсем корректно. А если брать с предыдущим, еще с одним предыдущим, а если взять за семь лет, то мы вполне находимся в общем тренде, поэтому когда-то чуть больше, когда-то чуть меньше». Замечательная фраза «по своей глубине», не находите? Для полноты картины, приведем мнение главы Счетной палаты РФ Т.Голиковой. «Предусмотренное правительством повышение в 2018 году акцизов на бензин является проинфляционным фактором, оказывающим влияние на уровень цен посредством роста издержек в производстве». (6) А.Голомолзин, Т.Голикова, А.Силуанов, люди на улицах – такие разные мнения и противоречивые наблюдения! Путаемся в показаниях? Или у всех своя правда? Интересно наблюдать: как только ответственные органы и прочие должностные лица в последние годы начинают обсуждать тарифы естественных монополий, цены на топливо и проч., они сразу вспоминают, что нужно смотреть «по инфляции». А вот дальше начинаются игры (в слова, в прогнозы, в собственные интересы), в связи с чем вспоминают: про фактическую инфляцию, про планируемую и заложенную «куда-то там», про накопленную, инфляцию за пятилетку. Не слишком ли много «этих инфляций», или как в старом анекдоте — «а сколько вам нужно?». Может надо просто быть правдивее, говорить тогда, когда действительно нужно, и отвечать за свои слова? Вот есть в рассматриваемом случае-контексте «более правдивые люди» (на наш взгляд), к примеру, глава «ЛУКОЙЛа» В.Алекперов. Но ему – «НЕЛЬЗЯ», быстренько поругали его чиновники в прошлом году. Манипулирование рынком, понимаешь… К примеру, в сентябре 2013г. он заявлял в интервью, что рост цен на бензин из-за налогового «маневра» составит в 2014 году 10-15%. (7) А в декабре 2016г. предупреждал о возможности подорожания топлива на 8-12% в 2017г. из-за роста акцизов (заявление вызвало резкую критику ФАС РФ; Служба вынесла предупреждение за «неуместные прогнозы»). (8) И еще пикантное. Госорганы, говоря про рост цен и тарифов, в последние годы любят высказываться примерно в следующем формате. «Инфляция у нас составила за год условные 5%, а услуги подорожали всего на условные 3%. Значит, услуги для вас подешевели». Ну так инфляция (индекс потребительских цен) за 10 мес. текущего года по данным Росстата такова: 101,9% к декабрю 2016г. и 102,7% к октябрю 2016 года. (9) Как-то цены на топливо даже побыстрее инфляции растут… Или, по рецепту ФАС РФ, за семь лет считать будем? На этом фоне как-то неловко говорить, что по данным уважаемого Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, реальные располагаемые доходы россиян упали на 12,3% с октября 2014 года по октябрь 2016 года. (10) А по данным не менее уважаемой Высшей школы экономики, по итогам сентября 2017г. (по отношению к сентябрю 2014г., т.е. за весь период нынешней экономической нестабильности), падение доходов составило 12,8%. (11) Даже Госкомстат в своей отчетности продолжает фиксировать падение доходов… (12) Зададим риторический вопрос: может ли ФАС РФ влиять на политику государства в ценообразовании на топливо? Конечно, нет. И задачи такой не было, и функциями такими Служба не наделена. Тогда что Служба вообще РЕАЛЬНО может сделать, и кого страшат её предписания? Когда налоги и отчисления в цене на бензин превышают 60%, о чём идёт речь? И не надо рассказывать с высоких трибун «про один акциз» (кстати, только на долю акциза в стоимости топлива для конечного потребителя приходится более 20%). На кого ориентированы такие высказывания? Ведь есть еще НДС, НДПИ… (люди «на земле» этого всё равно не понимают, «понимающие люди» — тихонько смеются). И сколько будет стоить бензин (сколько надо/возможно собрать с потребителей), решает точно не ФАС РФ. Или приходится делать вид, что «рука на пульсе, и всё контролируем», т.к. «мы обязаны, и нам положено»? Но обычные люди данный процесс называют так: «номер отрабатываем». И особенно занятными на этом фоне звучат слова ФАС РФ, да и других госорганов, про биржу, «правильное» ценообразование, операторов поставок, торговые базисы… И от этого – всё более пустыми словами… Да, биржа реально работает, но выполняет другие задачи. Известно, что акцизы на нефтепродукты должны являться источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства. Минфин ранее сообщал, что предлагаемая индексация ставок акцизов на топливо необходима для ускорения темпов строительства автомобильных дорог и развития инфраструктуры регионов. Прежде всего, дополнительные средства планируется направить на строительство новых автомобильных дорог — в присоединенном Крыму, а также в Калининграде и на Дальнем Востоке. Хотя бы попытайтесь! показать и объясните всё это жителю глубинки (Кострома, Псков, Ульяновск,… далее по списку). При заработной плате 10 тыс. рублей «грязными», который отродясь в своей деревне не видел нормальных дорог, и «штурмует направления» на «жигулях» и «нивах». Ну и «более цивилизованным городским автомобилистам», которым уже несколько лет рассказывают о «исторической неизбежности» платных дорог. И их даже уже показывают. И ещё забавное. Несколько лет назад в определенных кругах было модно обсуждать, когда же, при какой цене на топливо, автомобилисты бросят своих «железных коней» и пересядут на общественный транспорт. Когда цена в рознице достигнет 35 руб/литр, 40 руб/литр? Ценник на въезде на АЗС мы все видим. Пробки – не рассосались. Мы все привыкли доверять своим глазам. Если уже не получается доверять, вот Вам почитать — исследование Яндекса «Пробки в Москве: 2013–2017». (13) Кстати, кто-то даже считал и зявлял, что два-три года назад Яндекс пытался играть на стороне Московских властей, фиксируя некоторое снижение пробок в некоторых местах… В итоге, в качестве вывода, перефразируем классика №1. А вы друзья как не садитесь…всё в прогнозисты не годитесь… Или и не пытались? Не умеют? Или задачи не стояло? Заодно перефразируем классика №2. А прогнозисты – кто? Источник: http://www.erta-consult.ru/analytical-articles/2552/ Рейтинг: 2.63 Тема: Компании |
Последние новости |